Дикий Запад в кино: история жанра

Странствующие дилижансы, кочующие стада буйволов, набеги индейцев, драки в салунах, шерифы, бандиты и перестрелки — вот характерные картины из вестерна. Вестерн — чисто американский жанр. Посвященные главным образом 30-летнему периоду, последовавшему за окончанием Гражданской войны (1861—1865) в США, эти фильмы зачастую имеют весьма однообразные сюжеты. Однако образы бесстрашных героев в живописных костюмах и захватывающее действие на фоне величественных пейзажей принесли им поистине всемирную известность.

Когда в 1898 году появился первый ковбойский фильм «Закусочная в Криппл-Крик”, покорение Дикого Запада было все еще свежо в памяти большинства американцев. И в самом деле, в таких картинах, как «Полукровка” (1915) и «Приключения Буффало Билла” (1917), часто фигурировали реальные персонажи, главным образом знаменитые шерифы и ковбои, в данном случае Уайетт Эрп и Коуди — Буффало Билл.

Корни вестерна можно обнаружить в народной музыке колониального периода, в романах Фенимора Купера таких как «Последний из могикан” (1826) (экранизирован по крайней мере три раза — 1920, 1936 и 1992 г.), Паркмена Френсиса «Орегонская тропа” (1849), Марк Твен – «Жизнь без удобств” (1872), «Коротких рассказах” Брета Гарта, и других подобных им.

Первым значительным явлением стал вестерн «Большое ограбление поезда”, снятый в 1903 году. Одним из исполнителей ролей в этой картине был Дж. У. Андерсон, ставший после фильма «Брончо Билл и Кид” (1908) первой ковбойской кинозвездой. Этого «хорошего плохого парня” он сыграл в сотнях короткометражек.

По мере того как жанр вестерна набирался респектабельности, ведущие режиссеры, в том числе Д. У. Гриффит, приступили к выпуску картин, подобных «Битве в Элдербрашском ущелье” (1913). Более существенный вклад в развитие этого жанра сделал Томас Инс, создатель множества классических персонажей и сюжетов, например в таких фильмах, как «Узкая тропа” (1917). Он также открыл Уильяма С. Харта, ставшего первым всемирно известным героем вестернов, которого во Франции прозвали Рио Джим.

Интересно отметить, что первым высокобюджетным фильмом эры немого кино стал также вестерн. Это был фильм Джеймса Круза «Крытый фургон (The Covered Wagon)” (1923), тогда затраты в размере 800 тысяч долларов были вознаграждены 4 миллионами. Действие фильма происходит середине XIX века, где фургон с поселенцами продвигается на Запад, встречая сопротивление природы и, враждебное отношение коренных жителей — индейцев.

В двадцатые годы начинает работу в этом жанре Джон Форд снявший фильм «Железный конь” (1924) принесший ему широкую известность, это за пятнадцать лет до его следующего фильма ставшего классическим. Уорнер Бакстер получил награду Киноакадемии за роль Киско Кида (Cisco Kid) в вестерне Рола Уолша «В Старой Аризоне” (1928/29). Премию Оскар за лучшую картину в церемонии 1930/31 года получил фильм «Симаррон” (Cimarron) (1931), основанный на рассказе Эдны Фербер, это фильм считается первым звуковым вестерном. В течение многих лет, это был единственный вестерн удостоенный такой награды, — до «Танцев с волками”Кевина Костнера (1990) и «Непрощенного” Клинта Иствуда(1992).

Вестерн это консервативный жанр, и в начале 1920х годов, многие фильмы неукоснительно придерживались отработанной формулы успеха, зачастую включая в себя здоровенные куски, общие сразу для нескольких фильмов. Они обеспечивали театральным владельцам дополнительный заработок и предоставляли работу для многочисленной труппы актеров. На протяжении раннего дозвукового периода вестерны (десятые-двадцатые годы), основными звездами были Хут Гибсон, выполняющий роль наездника родео — ковбоя Тома Микса, Брончо Билли Андерсон, Тим МакКой, Кен Мейнард, и Уильям С. Харт первая суперзвезда вестерна.

1930-1940

Хотя в эру немого кино было создано много незаурядных вестернов, своего наивысшего расцвета эти фильмы достигли в 1930-е годы, перейдя при этом в разряд чисто развлекательных. Такие насыщенные действием картины категории «В”, как «Всадник Перпл-Сейдж” (1931) и «Гордость Запада” (1938),

30е годы которые стали следующим этапом развития вестерна, известны фильмами в исполнении Джина Отри, Роя Роджерса, Уильяма Бойда «Хопалонг Кессиди» (снявшемся в почти семидесяти фильмах с 1935 по 1952гг.), Сансета Карсона, Рекса Аллена, Тима Хольта, Рендальфа Скотта и других. В течение этот периода времени снимались, короткие лирические вестерны, с отсутствием насилия, и небольшим бюджетом, названные «Фильмы поющих ковбоев”, где актерам, кроме умения обращаться с оружием, было необходимо также проявлять комедийные и певческие таланты. Джин Отри был самым высокоплачиваемой звездой вестерна конца 1930х — начала 1940х годов, а Рой Роджерс был известен как «король ковбоев” в течение 1940х годов. В сороковые годы появился первый вестерн сериал изображавший легендарного Киско Кида и его приятеля Ранчо – позднее он был снят на ТВ, в исполнении Дункана Ренальдо и Лео Карильо.

В 1930е и 40е годы, многие киноактеры ставшие впоследствии известными, начали свою карьеру именно с вестернов. Первой ролью Гарри Купера стала главная роль в раннем звуковом вестерне снятом в студии Парамаунт режиссером Виктора Флеммингом. Фильм назывался «Вирджиниец — Virginian” (1929). Этот фильм он известен своей знаменитой фразой: «Говоря такое, улыбайся!”   Джон Уэйн приобрел необходимый ему опыт снимаясь в вестернах в течение 1930х годов. «Джон Уэйн » (известный ранее как Мэрион Майкл Моррисон) был открыт режиссером Ролом Уолшем и снялся в главной роли в одном из его ранних вестернов– «Великая тропа” (1930), а затем в другом историческом вестерне «Восстание в Олджини” (1939). Другими звездами вестерна стали Уолейс Бири изображавший мексиканского революционера в «Viva Villa!” (1934), Барбара Стейнвик в роли легендарной преступницы в «Энн Окли” (1935) и Рендальф Скотт снявшийся в экранизации фильма Джеймса Фенимора Купера — «Последний из могикан” (1936).

Сесил Б Демилл (Cecil B. Mille De) привлек внимание широкой аудитории к своей стильной исторически достоверной картине «Человек с равнины” (1937), пригласив на главные роли Гарри Купера (Дикий Билл Хикок) и Джина Артура (Каламити Джейн). Двумя годами позже, Демилл снял художественную версию истории строительства трансконтинентальной железной дороги, «Пэсифик Юнион” (1939). В 1940 году появилась большая приключенческая сага Видора Кинга о колониальной Америке «Northwest Passage” где в главной роли снялся Спенсер Трейси в роли предводителя рейнджеров Роджера, о борьбе индейцев за свои территории, где индейцы показаны в негативном плане. В те же годы были сняты два фильма о знаменитом бандите Джесси Джеймсе это высокобюджетный фильм Занука «Джесс Джеймс” (1939), и знаменитый сиквел Фрица Ланга (Fritz Lang), «Возвращение Фрэнка Джеймса” (1940).

Эррол Флинн снимался в некоторых полнометражных вестернах конца 30х и начала 40х. Наиболее известными его ролями стали кавалерийский офицер Джеб Стюарт преследующий аболициониста Джога Брауна в фильме «Тропа Санта Фе”, техасский ковбой времен после Гражданской войны США в «Додж Сити” (1939), и роль генерала Кастера в исторически неточной биографии «Они умерли в сапогах — They Died With Their Boots On” (1941) от режиссера Рола Уолша (Raoul Walsh). Во всех трех фильмах, в роли романтической героини выступала Оливия де Хевиленд.

Золотой век

1940е и 50 годы считаются временем расцвета классического вестерна, а Джон Форд стал главным мастером жанра тех времен. В конце 30х, его классический «Дилижанс” (1939), пользовавшийся неизменной популярностью на протяжении 20-ти лет, — он создал новый тип вестерна сочетавший динамизм действия с тщательной проработкой характеров героев – жанр приобрел новые качества. Форд помог Джону Уэйну в роли Ринго Кида, стрелка-мстителя, проявится как звезде вестерна. В центре внимания этой классической киноповести о привратностях жизни на Диком Западе — конфликты, то и дело возникающие между пассажирами дилижанса во время их путешествия по этой полной опасностей местности. С самого начала банкир, торговец виски и беременная дама пренебрежительно относятся к своим спутникам. Однако в таких критических ситуациях, как рождение ребенка и нападение апачей, более благородными и отважными оказываются те, на кого они так свысока, — преступник, разыскивающийся полицией (Джон Уэйн), спившийся врач, проститутка и карточный шулер. Ключом к успеху фильма «Дилижанс” стало мастерское использование Фордом долины Моньюмент-Вэлли в Аризоне. Ее своеобразный ландшафт впоследствии фигурировал во множестве других вестернов. По всеобщему признанию, «Дилижанс” является лучшим вестерном всех времен, практически каждый его эпизод послужил основой для дальнейшего развития традиции жанра. В этой картина показала, что отношения между персонажами не менее интересны, чем налет Джеронимо и финальная перестрелка.

В1939 году Форд также снял несколько фильмов, где тоже акцентировал внимание на характере и действии: «Молодой мистер Линкольн” — с Генри Фондой (Henry Fonda) в главной роли. Были несколько других вестернов в 1939 и 1940 годы, включая: «Джесси Джеймс” (1939), «Додж Сити ” (1939) и эпический «Пасифик Юнион”Демилла (1939), «Тропа Санта Фе”Майкла Куртиса (1940), «Человек c Запада”Уиллера Вильяма (1940), и «Возвращение Фрэнка Джеймса”Фрица Ленга (1940), сиквел «Джесса Джеймса”.

Еще одним типом вестерна стали также классические фильмы «Человек c Запада” (Westerner) (1940) с Уолтером Бреннаном и Гарри Купером, и мрачный, заставляющий думать, обвиняющий нравы толпы «Инцидент в Окс-Боу” (1943) где в главных ролях снялись Генри Фонда и Гарри Морган как бродяги, которые пытаются спасти от линчевания троих невиновных. Фильм Говарда Хоукса – «Красная Река” (1948) включающий все элементы классических вестернов: нападения индейцев, живописные картины природы, романтические сцены, и поединки.

С фильма «Моя дорогая Клементина –”экранизации знаменитой перестрелки в OK коррале (между Уайт Эрпом и Клентонами)», снятого Джоном Фордом в 1946 году начался новый этап в развитии вестерна. В конце 1940х, Форд занимается изучением возможностей жанра, сняв знаменитую трилогию кавалерийских вестернов, ставшая известной прекрасными пейзажами Моньюмент-Вэлли в Аризоне и масштабными батальными сценами завоевания Запада: «Форт Апаче” (1948), «Она носила Желтую Ленту” (1949), и «Рио Гранде” (1950).

Режиссер Говард Хоукс работавший с Джоном Уэйном в четырех фильмах, лучшим из которых стал классический вестерн «Красная Река” (1948) — историческая драма о перегоне скота (Мятеж на Баунти в стиле вестерн) где Уэйн играет одержимого навязчивой идеей, жесткого и скотовладельца, которому противопоствлен его приемный сын Монтгомери Клифт. Хоуксом и Уэйном были сняты такие великолепные вестерны как, комический наполненный действием «Рио Браво” (1959) с Джоном Уэйном в роли шерифа, «Эльдорадо” (1967), и «Рио Лобо” (1970).

В послевоенные годы в вестернах появились элементы мистики. Два по настоящему мистических вестерна, где в главных ролях появился Роберт Митчем (Robert Mitchum), были фильмами Рола Уолша: мрачный и интригующий «Преследуемый” (1947) и «Кровь на Луне” (1948). Наиболее выдающимся примером психологических вестернов 50х годов стала серия из восьми фильмов, которые снятая в сотрудничестве актера Джеймса Стюарта с режиссером Энтони Манном. Она считается классикой психологического вестерна. (Стюарт снялся в только одном другом вестерне перед на этим в роли миролюбивого шерифа в городке Bottleneck — это был легкий, комический вестерн названный «Возвращение Дестри — Destry Rides Again” (1939)).

В этих фильмах, акцент делался на чувства героев, где тщательная разработка характера подчинена доказательству одной мысли: в человеческих отношениях — драки ничего не доказывают и ничего не могут решить. Стюарт играл в них роли персонажей запутавшихся, занимавшихся самобичеванием, мстительных. Первым в серии стал классический вестерн 50х годов «Винчестер’73” (1950) — рассказ о погоне за оружием; затем «Речной поворот” (1952) рассказ о путешествии по Орегонской тропе через всю страну; великолепный фильм «Обнаженная шпора — The Naked Spur” (1952), где герою Джеймса Стюарта нужно было собрать достаточно «призовых” денег, чтобы выкупить ферму, которую он потерял во время Гражданской войны; «Далекая страна” (1955) была другой рассказ об обмане и мести. Режиссер Делмер Дейвс (Delmer Daves) снял драму «Поезд на Юму в 3:10” (1957), вариант фильма Ровно в полдень о ранчере, задержавшего известного бандита и ожидающего прибытия поезда в тюрьму Юма. Снятый в том же году режиссером Бадом Беттичером фильм ставший культовым «Tall T (1957)” об истории пассажиров дилижанса задержанного бандитами. Рендольф Скотт также появился в роли законника в вестерне Беттичера «Одинокий всадник — Ride Lonesome” (1959).

В 1950е годы некоторые другие режиссеры включили мистические элементы в свои «незападные” вестерны. Немецкий режиссер Фриц Ланг (Fritz Lang) снял три отличных вестерна: «Зловещее Ранчо — Rancho Notorious” (1952) был последним из трех вестернов, которые он снял, изобразив Марлен Дитрих (Marlene Dietrich) и Мела Феррера (Mel Ferrer) в причудливом, призрачном свете. Первыми вестернами снятыми Лангом стали «Возвращение Джесси Джеймса” (1940) и «Вестерн Юнион” (1941), фильм, который подробно описывает строительство телеграфных линий на Диком Западе между Омахой и Солтлейк сити. Фильм Николаса Рея (Nicholas Ray) ставший классическим Джонни Гитар (1954) с Джоан Кроуфорд и Мерседес МакКембридж в главных ролях. Сэмуель Фуллер в культовом вестерне «Сорок стволов — Forty Guns” (1957) изобразивший Барбару Стейнвик (Barbara Stanwyck) мастерски владеющую хлыстом.

Более зрелыми вестернами в конце 1940х – начале 1950х с классической проработкой характеров героев можно считать приключенческий рассказ Джона Хьюстона «Сокровища Сиерра Мадре” (1948), и «Вольный стрелок – Gunfighter” (1950), рассказ об известном бандите, уставшем от жизни сыгранном Грегори Пеком. «Ровно в полдень”- «High Noon” снятый в 1952 году стал одним из лучших, сыгравшим заметную роль в развитии жанра, это драматическая история падшего законника, тщательно снятая «в реальном времени» режиссером Фредом Циммерманом. В сценарии, написанном Карлом Форманом (попавшем в черный список в 50-е годы во времена «охоты на ведьм”), Гарри Купер играет роль помощника шерифа Кейна живущего в небольшом городке, которому сразу после свадьбы, пришлось вступить в схватку с бандитами. Здесь проводится параллель с реальными событиями в Голливуде начала 50х годов во времена антикоммунистических гонений. Традиционное противостояние «хорошего” и «плохого” было показано в первом вестерне Джорджа Стивенса, который был назван «Шейн” — «Shane” (1953). Актер Алан Ледд изобразил таинственного бродягу/бандита, который присоединившегося к борьбе поселенцев против скотопромышленников. Даже в обычном фильме как, например, «Плохой день на Черной скале” — «Bad Day at Black Rock” (1955) режиссера Джона Стурджа (Sturge) используются сочетание традиционных элементов жанра и событий происходящих в настоящем времени.

Голливуд часто смешивал факты с вымыслом и смещал акценты отображения в своих вестернах. «Сломанная стрела (1950)” Делмера Дэйвса, тем не менее, считается первым голливудским фильмом показавшим Запад глазами индейцев (как исконных американцев), где придается особое значение мирному сосуществованию, и изображен вызывающий сочувствие вождь апачи Cochise (Джефф Чандлер). «Пони-экспресс (1953)”был псевдоисторический рассказ расширении почтовых маршрутов легендарными личностями Запада Буффало Биллом Коди и Диким Биллом Хикоком. В вестерне Чарлтона Хестона названном «Наконечник стрелы ” (1953) выражен протест против пристрастного изображения индейцев и где снялся Джек Паланс в роли вождя апачей. Два вестерна 40х годов являются просто пользующимися дурной репутацией секс-вестернами. «Бандит — The Outlaw” (1943) Говарда Хьюджеса запомнился камерой бросающей плотоядные взгляды на Джейн Рассел. А амбициозному фильму Дэвид O. Селжника (Selznick), в стиле «Унесенных ветром” «Дуэль на солнце ” (1946), критики дали новое название — «»Вожделение в пыли””

В конце 50х годов, когда телевидение стало занимать прочные позиции в индустрии развлечений, многие фильмы категории B начали преобразовываться в формат небольшого экрана и это продолжалось в течении 60х и 70х годов. Телевестерны тех лет весьма похожи на фильмы демонстрировавшиеся кинотеатрах в 1930х-1940х годах. Фильм Джена Отри «Одинокий странник” (сыгранный Клейтоном Муром с Джей Сильверхилсом в роли приятеля Тонто), Хопалонг Кессиди, и Рой Роджерс имели свои собственные сериалы пользовавшиеся популярностью. Позднее, эти программы вылились в продолжительные сериалы, такие как: «Дымок из ствола”, «Бонанза”, «Вирджиниец,”, и «Уаэт Эрп”. Благодаря популярности на телевидении фильма «Одинокий странник”, компанией Warner Bros. в 1956 году был снят полнометражный, цветной фильм с тем же названием, с Муром и Сильверхилсом в главных ролях.

Для того, чтобы бороться со спадом популярности широкоэкранных вестернов в 50х и начале 60х годов границы действия жанра были расширены. Представителями данного класса являются приключенческий фильм Говарда Хоукса о путешествии на развалившейся шлюпке «Большое небо” (1952), высокобюджетный фильм Уайлера Уильяма «Великая страна” (1958), Джон Уэйн в роли Деви Крокета в военной эпопее «Аламо” (1960), и огромная широкоэкранная эпопея – рассказ о жизни трех поколений поселенцев «Как был завоеван Запад” (1963). Популярный фильм «Великолепная семерка” (1970) снятый по мотивам известного фильма Акиры Куросавы «Семь Самураев” (1954) и где снялись такие известные актеры как Юл Бриннер и Стив Макуин, Чарлз Бронсон, Джеймс Коберн, Хорст Буххольц и Роберт Воэн. Одним из самых увлекательных вестернов всех времен можно считать «Профессионалы” (1966) Ричарда Брукса, с Бертом Ланкастером в главной роли, ведущим группу наемников в Мексику с миссией спасения жены миллионера из рук мексиканских революционеров.

Реформаторы

Одним из способов развития жанра является выделение из основного направления поджанров по определенным характеристикам. В 60е годы, два весьма разные режиссера встали на путь преобразования вестерна это Сэм Пекинпа и Серджо Леоне. Сэм Пекинпа свел вместе двух актеров, известных на протяжении многих лет, Рендольфа Скотта (в его последнем фильме) и Джоел МакКри в фильме «Путешествие в высокую страну” — «Ride the High Country” (1962), фильм пробуждающий чувства, об угасании старого Запада. Пекинпа оказал самое большое влияние на эволюцию Голливудского вестерна своим фильмом «Дикая банда” (1969), расширивший границы жанра, философски осмысливший категории насилия и жестокости. Невероятно кровавый по тем временам фильм знаменит своим стилем, операторской работой, музыкой, изумительным монтажом и прекрасной игрой актеров (Эдмонд О’Брайен, Уоррен Оутс, Бен Джонсон, Хайме Санчес, Эмилио Фернандес и др.). Фильм стал предшественником городских триллеров и ганстерских фильмов 1970х годов и более поздних. «Пэт Гэрретт и Билли Кид” (1973) Пекинпы где в главной роли сыграл Джеймс Кобурн как шериф Гэретт, который выследил и, убил своего бывшего партнера, ставшего бандитом, Билли Кида (Крис Кристофферсон)

Итальянский режиссер Серджо Леоне принес два глубоких изменения в жанр своей трилогией «спагетти» вестернов снятых в Европе: «За пригоршню долларов” (1964), «За нескольких лишних долларов” (1965), и третий «Хороший, Плохой, и Злой” (1966) — рассказ о поисках спрятанного похищенного федерального золота три тремя вольными стрелками — Клинт Иствуд ( хороший), Ли ВанКлиф (плохой), и Илай Уоллак (злой). Изменениями стали новый европейский стиль, более жесткое, более сильное описание пограничной жизни, и актер Клинт Иствуд как непостижимый «Человек Без Имени» заканчивающий оживление жанра в середине 1960х годов. Настоящим шедевром режиссера стал фильм «Однажды на Диком Западе” (1969), где в главной роли выступил Генри Фонда культовый американский актер в роли зловещего убийцы. В этом фильме были сведены вместе все темы, характеры, и визуальные эксперименты от его предшествующих трех фильмов. Это рассказ о жене фермера с затерянного где-то на Западе поселка, которая оказывается мишенью для наемного убийцы, прибывающего поездом на близлежащую железнодорожную станцию.

В течение последних лет Джона Уэйна, его популярность в вестернах сочеталась только с популярностью Клинта Иствуда, который, закончив с итальянскими «спагетти» вестернами (снятыми в Испании) перенесся в Голливуд и став звездой американского вестерна, сначала как актер и затем как режиссер (или актер/режиссер). Иствуд разработал и расширил область действия вестерна такими фильмами как например, «Всадник с высоких равнин” (1973), развитие его образа «человека без имени» персонажа из «спагетти» вестернов. Он также снял и выступил в главной роли в отличном «Джози Уэлс вне закона” (1976), который стал одним из его лучших фильмов. Хотя он думал, что вестерны спели свою лебединую песню в конце 1970х и 1980х годах, Иствуд и его фильм «Непрощенный” (1992) стал третьим вестерном который получил Оскара. В своем десятом вестерне Иствуд сыграл главную роль как Уильям Манни- безжалостный бандит порвавший с прошлым, но которому приходится прибегнуть к насилию в борьбе против продажного шерифа в городе Биг Виски.

Пародии на вестерны и комедии, обыгрывающие условности жанра, включают в себя «Кот Беллоу” (1965) и «Сверкающие седла” (1974) Мела Брукса. Сексуальная откровенность переносит зрителя в фильм «МакКейб и миссис Миллер” (1971) Олтмена Роберта. Часто, присуждение главных ролей популярным «кассовым» актерам в вестернах, делалось с целью привлечения внимания зрителей и увеличения кассовых сборов. Пол Ньюмен выступил в главных ролях в фильмах «Скорлупа — Hud” (1963) и «Парень — Hombre” (1967) и с Робертом Редфордом в фильме «Буч Кессиди и Сандерс Кид” (1969) как два беззаботных банковских грабителя. Дастин Хофман изобразил Джека Кребба — единственного белого 125 лет назад уцелевшего и битве при Литтл Биг Норн снятому Артуром Пенном как адаптация романа Томаса Бергера и названного «Маленький большой человек” (1970). Одной из нескольких попыток изображать жизнь исконных американцев в более привлекательном свете стало реалистичное изображение индейцев Сиу в фильме «Человек по имени Лошадь” (1970).

Современность

В начале 1980х, вестерн начал исчезать с киноэкранов как воспоминание ушедшего прошлого и вследствие изменений общественного вкуса. Американцы были утомителены присутствием вестерна на телеэкранах в течении многих лет и в этот жанр стал вызывать у них отторжение, и вследствие этого популярность вестерна стала падать. Тем не менее, в начиная с середины 1980х годов и начале 90х, вестерны испытали нечто вроде возврата, должные частично в награждении Оскарами двух вестернов «Танцы с волками” (1990) в двенадцати номинациях и семь наград фильма «Непрощенный” (1992). Кассовый режиссер и актер Kevin Costner его фильм отмеченный критиками «Танцы с волками” (1990), ставший его режиссерским дебютом, был отмечен как один из лучших вестернов, где индейцы исполняют главные роли, используются субтитры на языке Лакота Сиу, и показан положительный образ коренных американцев. Хотя фильм был официально поддержан индейцами Сиу, не всем индейцам понравилось как они были изображены в фильме.

Во многих вестернах повторяются одни и те же сюжеты в различных вариациях как например, высокобюджетный фильм Каздана Лоуренса «Сильверадо” (1985), «Тумбстоун” (1993), «Уаэт Эрп” (1994) (с Кевином Костнером в главной роли), и TV вариант — «Маверик” (1994). [ Подвиги Уаэта Эрпа экранизированы во многих Голливудских фильмах включая Фордовский «Моя дорогая Клементина” (1946) (с Генри Фонда), фильм Джона Стурджеса «Перестрелка в OK Корале” (1957) (с Бартом Ланкастером), и «Тумбстоун” (1993) (с Куртом Расселом).] Новым способом возрождения вестерна стала предпринятые в середине 90х попытки взглянуть на Дикий Запад глазами женщины например, «Баллада о маленьком Джо” (1993) о женщине с восточных штатов изгнанной из общества (Сьюзи Эмис), путешествующей на запад переодевшись в мужскую одежду, «Плохие девушки” (1994) о четырех проституток из салуна (Медилейн Стоу, Энди МасДауэл, Мери Стюарт Мастерсон, и Дрю Берримор) ставших вооруженными грабителями, фильм Сэма Рейми — спагетти-вестерн «Быстрый и Мертвый” (1995) в главной роли Шерон Стоун как стрелок-мститель —»Клинт Иствуд женщина”.

Жанр фантастического вестерна представляют какие фильмы как «Назад в будущее III” (1990) и фильм Барри Зоммерфельда «Дикий Запад, Дикий Уэст”(1999) снятый по мотива популярного телесериала середины 60-х годов, с Уиллом Смитом (» Люди в черном”) как Джеймс T. Уэст и Кевином Клайном в роли Артемуса Гордона. А «Зловещие истории прерий”(1990) сверхъестественный вестерн — фильм ужасов: это четыре невероятных, страшных истории рассказанных ночью у костра, горящего в прерии. Картина Джима Джармуша, уникальный метафорический, мистический вестерн, снятый в чернобелых тонах названый «Мертвец” (1996), в котором в главной роли снялся Джонни Депп как странник (призрак поэта Уильяма Блейка?) в 1875 году преследуемый охотниками. Широкоэкранная, имевшая коммерческий успех комедия-вестерн названная «Меверик” (Maverick) (1994), снятая по мотивам телесериала конца 50-х — начала 60-х годов, в свою очередь основанного на комиксах Роя Хаггинса о похождениях неунывающего плута и мошенника Брета Мэверика на Диком Западе в конце прошлого века. В роли Брета Мэверика снялся Мел Гибсон. Другая комедия — «Городские пижоны” (1991) о трех городских жителях подрядившихся перегнать лошадей с одного конца Америки на другой. а Джек Пэлэнс за роль старого опытного ковбое сопровождавшего троицу «городских хлыщей” получил «Оскара” в номинации «лучшая мужская роль второго плана».

Жизнь (и приключения) китайцев, которых на Диком Западе было немало, отразилась в фильмах Саммо Хуна «Американские приключения” (1997) с Джетом Ли в главной роли, и фильме Тома Дэя «Шанхайский полдень” (2000) с Джеки Чаном и Оуэном Уилсоном.

Превосходный телесериал снятый по роману Ларри МакМартри «Одинокий Голубь” (1989) ставшего лауреатом пулитцеровской премии — это классический вестерн, в котором снялись Томми Ли Джонс и Роберт Дюваль как Гас МакКрей и Вудроу Колл, два бывших техасских рейнджера, которые занимаются опасным перегоном скота на 2,500 миль из Техаса в Монтану.

Эпилог

Однако тематика вестерна отнюдь не отошла в прошлое. Его герои ныне широко представлены в иных жанрах, и стражи закона преследуют злодеев теперь уже на городских улицах, перестрелки происходят и в открытом космосе, а путешествия по неизведанной местности совершаются в автомобилях с откидным верхом. Так что вестерн может с полным правом гордиться тем, что продержался на экране втрое дольше, чем длилась сама породившая его эпоха Дикого Запада.

Comments are closed.