Апачи

я

Слово «Apache» происходит из языка Юма — «сражающийся человек», по другой версии — это слово Зуни, означавшее «враг». Так, например, Навахо Зуни называли «Apachis de Nabaju», как установили ранние испанские исследователи Нью-Мексико. Сами же Апачи называли себя «Inde» или «Nide», то есть «люди», что было созвучно европейским названиям. Поэтому испанское и английское название «индеец» не было ругательным для Апачей.

Апачи известны своей превосходной военной стратегией и стойкостью. Продолжительные войны с другими индейскими племенами и белыми захватчиками из Мексики закрепили за Апачами репутацию воинственного народа. К моменту прихода войск под командованием Коронадо в 1540 Апачи обитали на востоке современного штата Нью-Мексико, их территории распространялись к 1600 году и на современный штат Аризона. Не смотря на воинственность Апачей, их так же считают народом великодушным и верным в дружбе.

 

 

Апачи принадлежат к Южной Атапаскской лингвистической семье, их предыдущей родиной считают Канаду.

Апачи делятся на шесть региональных групп:

— Западные Апачи — Койотеро (Coyotero) — расселены на востоке Аризоны, включают в себя Апачей Белых Гор, Сибекью, Сан-Карлос, Северных и Южных Тонто.

— Чирикахуа — юго-запад Нью-Мексико, юго-восток Аризоны и смежные мексиканские штаты Чиуауа и Сонора. Чирикахуа представляли собой нетрадиционный союз лидера и его последователей. Нетрадиционность заключалась в том, что у Чирикахуа не было ни вождя, ни племенного совета, ни совета старейшин. Группа состояла из нескольких семейных кланов. Название Чирикахуа пошло от названия местного вида кактуса, из которого индейцы изготовляли еду, питье, волокна для тканей и верёвок. Домом им служил куполообразный викийюп, сделанный из переплетённых веток, покрытый циновками, шкурами или тканью. Так же как и их ближайшие родственники Навахо, Апачи относились к койотам, насекомым и птицам, как человеческим существам или как к существам, хранившим души их предков.

Район обитания апачского племени Мескалеро (так же их называют Фараон) простирается в южном Нью-Мексико на восток от Рио-Гранде, до реки Пекос.

Хикарилла — Тинде жили на юго-востоке штата Колорадо, на севере штата Нью-Мексико и северо-западе Техаса. Во времена их расцвета на Юго-Западе были известны две группы Апачей Хикарилла — Лланеро (два «Л» — не опечатка!) — равнинные и Хойеро (Hoyero) — горные. Хочу обратить ваше внимание на то, что местные названия произносятся двумя вариантами например правильно будет и Хикарилла и Хикарилья, тоже самое касается и названия района Ллано-Эстакадо, на испанский манер оно произносится Льяно-Эстакадо. Поэтому и название Льянеро тоже правильно.

Хикарилла кочевали в центральной части и на востоке Колорадо, на западе Оклахомы, и по Нью-Мексико на юг до Эстансии. В результате контактов с равнинными индейцами на востоке, Хикарилла восприняли их основные культурные черты, так же, как и Мескалеро, которые тоже заезжали в восточные равнины.

— Липан — занимают территорию к востоку от Хикарилла.

— Кайова — Гатака — долгое время их связывали с Кайова, равнинные индейцы, кочевали по южным равнинам Колорадо, Оклахомы и Техаса. Не правильным считается достаточно распространённое мнение, что Кайова-Апачи являлись Кайова, но были прозваны белыми за бандитизм Апачами, на самом деле Кайова-Апачи это и лингвистически и антропологически — непосредственно Апачи, но во многом перенявшие культуру народа Кайова.

 

 

ИСТОРИЯ

 

 

Ранние Апачи на Юго-Западе США были кочевниками, некоторые группы доходили до южных границ штата Нью-Мексико. В основном занимались охотой на бизонов, но так же практиковали и ограниченное земледелие. На протяжении веков это были свирепые воины, специалисты по выживанию в пустыне, ходившие в военные походы на всех, кто покушался на их территорию и беспощадно уничтожавшие всех тех, кто попадался на их пути.

Первобытный Апач был настоящим кочевником, странствующий сын Природы, рожденный с жаждой к военному пути, с храбростью и выносливостью, как ни у кого другого и с хитростью, не поддающейся оценке. Хотя их характер — взрывная смесь отваги и жестокости, Апачи великодушны и нежны к тем, кто с ними одной крови (родственникам), особенно к своим детям.

Апачи (включая Навахо) пришли с Дальнего Севера (северная или центральная часть современной Канады) и поселились на равнинах Юго-Запада около 850 г. н. э. Они расселились в пустынях Великого Бассейна, пустынных районах штатов Сонора и Чиуауа.

Среди местных земледельческих племен пуэбло Апачи так же известны, как «дикие» индейцы, и действительно, их войны со всеми соседствующими племенами, а затем и с американским правительством, которое предприняло «войну на уничтожение» оправдывают это название. Помимо этого Апачи практически не осваивали земледелие и жили в основном охотой и набегами на другие племена.

Первыми на территорию Апачей вторглись испанцы, в конце 1500х. Испанское продвижение на север разрушило старые торговые связи Апачей с соседними племенами.

Когда Нью-Мексико стал испанской колонией в 1598, войны между Апачами и Испанцами усилились. Приход Команчей на апачскую территорию в начале 1700х заставил Липан и некоторых других Апачей переместиться на юг, оставив свой основной источник пищи — бизонов. Эти Апачи начали делать набеги, чтобы добыть себе пищу.

Апачские набеги на поселенцев сопровождали продвижение американцев на запад и приобретение американским правительством штата Нью-Мексико в 1848. Коренные американцы и военные США погрязли в жестоких войнах, до тех пор, пока все апачские племена не были поселены в резервациях.

Большинство племен были подчинены к 1868, кроме Чирикахуа, которые продолжали войну до 1872, когда их вождь Кочиз подписал договор с американским правительством и перевез свой народ в апачскую резервацию в Аризоне.

Последняя группа апачских налетчиков, возглавляемая Джеронимо, была переловлена в 1886 и заключена во Флориде, Алабаме, и, наконец, на территории Оклахомы.

 

 

КОЧИЗ

 

 

Кочиз был видным человеком, 6 футов ростом, широкоплечий, с внешностью военного лидера и мудреца.

Он никогда не встречал человека, равного себе, и так же, как Бешеный Конь, никогда не фотографировался.

Что интересно, что и похоронили обоих в тайных местах на их родине.

Кочиз, разгневанный убийством своего родственника Мангаса Колорадаса, вступил на Тропу войны.

Опорный пункт Кочиза находился в каньоне Дракона, который был его неприступной крепостью многие годы. Кочиз в конце концов подписал Мирное Соглашение Сломанной Стрелы в примечательном месте — Council Rock (Гора Совета). Его сын Найче сообщил о подписании договора поднятием белого флага на вершине Холма Доверия (Treaty Hill).

Кочиз умер в 1874 своей смертью. Его тело одели в его лучшие военные регалии, нанесли военную окраску и украсили голову перьями. Затем тело завернули в дорогое красное одеяло и посадили на его лошадь. Лошадь увели далеко в Драконовый каньон, там ее убили и спустили в глубокое ущелье вместе с ружьем и другим оружием Кочиза. Затем на веревках в расселину спустили и тело Кочиза. Это место до сих пор никому не известно.

 

 

ДЖЕРОНИМО

В отличие от непокорности, буйства, которое ассоциируется с его последними днями, как воина, его ранние годы были достаточно спокойными. Место своего рождения Джеронимо называл по-апачски — No-doyon Canyon, он находился близко к устью реки Gila, на юго-востоке современной Аризоны (раньше этот район был частью Мексики). Он родился в середине 1820х, при рождении ему было дано имя Гойакла, которое принято переводить, как «Зевающий». Только ставши взрослым он стал известен, как Джеронимо. Его отцом был Таклишим («Серый»), сын вождя Махко (Mahko) апачского племени Бедонкоге (Bedonkohe). Его мать была чистокровной апачкой, хотя носила испанское имя Хуана. Он был внуком Вождя Махко Апачей Недни (Nedni).

 

 

ОДЕЖДА

Западные Апачи

Восточные Апачи

Первоначально одежда мужчин состояла из рубахи из оленьей кожи, леггин и мокасин. Так же обязателен был набедренник. Шапка из оленьей кожи с красивым символичным орнаментом. Женщины носили короткие юбки из оленьей кожи и высокие мокасины. После знакомства с испанцами хлопчатобумажная ткань вытесняла одежду из кожи. Западные Апачи такие как Апачи Сан-Карлос воспринимали очень много от индейцев пуэбло и Навахо,

Некоторые специалисты также утверждают, что кожаная обувь мавров, которую носили некоторые испанские солдаты повлияла на покрой высоких мокасин как Апачей, так и других народов Юго-Запада США. Но есть и те, кто отстаивает чисто индейское происхождение подобной обуви, вкладывая в поднятые носки такие понятия, как уважение к земле, что бы её случайно не поранить острым носком. Западные Апачи с появлением у Навахо овцеводства украсили свой быт ткаными шерстяными одеялами, а позднее переняли и само ремесло ткачества. Западные Апачи, также как и Навахо и многие индейцы пуэбло, носили украшения из серебра. Восточные Апачи, такие как Хикариллы и Мескалеро, являлись больше прерийными индейцами и гармонично сочетали в себе культуру Юго-Запада и Прерий. Нечто подобное происходило и с Кайова-Апачами, которые также являлись прерийным народом. Восточные Апачи носили одежду мало чем отличающуюся от одежды южных Шайен, Черноногих и Кайова.

 

 

ЖИЛИЩЕ

Викиюп Западных Апачей

Семья Апачей у Викиюпа

Викиюп Западных Апачей

Типи Восточных Апачей

Апачские жилища состояли из куполообразной рамы, сделанной из ветвей и покрытой травой. Сам дом назывался кова, а травяное покрытие — пи.

Они так же ставили викийюпы — жилища из веток или кожи. Викиюп — самый распространенный вид жилища среди Апачей. Он тоже куполообразный и строился из деревянных жердей, покрытых ветвями, травой или тростниковыми циновками. В нем был очаг и дымовое отверстие. Хикариллы и Кайова-Апачи, которые кочевали по равнинам, жили в типи из бизоньих шкур, в последствии заменив кожаное покрытие на брезентовое. Для Чирикахуа основным жильем был викийюп из ветвей.

 

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ

Все церемонии называются «танцами». Среди них есть такие, как танец дождя, полового созревания, урожая и танец духов. Апачи до глубины души религиозны и молятся по каждому подходящему случаю и различными способами. Воссозданные в человеческом обличье, апачские духи живут в стране мира и изобилия, где не бывает ни горя ни смерти.

Чтобы отпраздновать какое-нибудь событие, устраивается пир и танцы. Поют для танцев воины, аккомпанируя себе на esadadedne — «оленья кожа на обруче». В этих песнях часто вообще нет слов. Хотя и имеются песни со словами.

Вот что говорит духовный наставник Апачи Пол Эстелба о священых песнях: «Этим занимались и мой отец и моя мать, может быть два или четыре поколения. Все они были шаманами и моя мать и мой дед хотели, чтобы я тоже стал шаманом, и они всегда говорили об этом когда собирались вместе. И они выбрали меня.

Мой дед мне объяснил, что шаманы — это особенные люди, ими могли стать немногие.

Этих людей должны увидеть, пока они ещё дети, взрослые шаманы.

Они должны увидеть то, что ребенок не похож на других детей, что он не играет как все дети, и наверное ему трудно найти общий язык с другими детьми.

Взрослый шаман должен помочь молодому шаману найти свою песню, найти своего духа покровителя».

Пола просят спеть его песню.

Пол поет песню, после чего продолжает: «В этой священной песне Апачей поется об этом, эта священная песня, это молитва.

Если в детстве, к примеру в 10 лет, тебя посещают видения другого мира, и ты слышишь песни, я скажу тебе: молчи и никому не говори об этом, только наставнику можно рассказать, он может дать совет.

Ты должен выучить много песен.

И Бог, говорящий с тобой, укажет тебе, какую песню петь, песню коня или ворона, он укажет тебе.

Только ни кому не говори об этом в течении года, а может даже и в течении шести лет, тогда песни не покинут тебя. Услышав магическую песню, уйди далеко и пой её, но если расскажешь кому-нибудь до следующего утра, то песня исчезнет».

Потом песни становились общественным достоянием и использовалась во многих церемониях, превращаясь в народные.

По окончании пира и танцев устраиваются скачки на лошадях, состязания в беге, борьбе, прыжках и различные игры.

У Апачей нет церкви, религиозных организаций, суббот и воскресений, как у иудеев и христиан, нет праздников, и, тем не менее, они поклоняются своим богам. Иногда целое племя собирается, чтобы петь и молиться, иногда меньше — два или три человека. Песни могут состоять из нескольких слов, но раз от разу они могут звучать по-другому. Певец может исполнять песню со своими словами, изменяя заодно и мелодию. Иногда они молятся молча, иногда вслух, иногда один старый уважаемый человек молится за всех вокруг. Есть случаи, когда старик встает и говорит всем об их долге друг перед другом и перед Усеном (Usen). Их богослужения короткие.

Когда случается беда или эпидемия, все собираются и лидеры спрашивают, кто что сделал плохого, и как теперь умилостивить Усена — бога. Иногда для него необходимо жертвоприношение. Иногда наказывают совершившего проступок.

Если Апач позволил своим родителям голодать или остаться без крова, если он не заботился о слабых или обижал их, если осквернил религию или обманул чье-либо доверие, его изгоняли из племени.

У Апачей нет тюрем, как у белых. Вместо этого провинившихся выгоняли из племени. Причем ленивые, трусливые, и обманщики, изгнанные из одного племени, не могли быть приняты и в другие племена. И к ним не было никакого снисхождения со стороны племенных законов.

Часто такие «незаконные» индейцы собирались вместе и совершали грабежи и набеги на племя. Зачастую эти Апачи порывали со всякими традициями и не церемонились ни с белыми поселенцами, ни с индейцами. Хотя известны случаи, когда пленник подобной банды был бывшим соплеменником одного из бандитов, тогда изгой расспрашивал его о своих родственниках, после чего пленника отпускали. В таких бандах наблюдались не только Апачи, но и представители других племён, а позднее к таким группам присоединялись и белые проходимцы. Такую компанию мы можем наблюдать в не имеющим ничего общего с реальной историей, но знаменитом фильме «Золото Макены».

Некоторые отряды скаутов состояли из подобных банд, но в большинстве своём скаутами американской армии становились хорошие воины не видевшие ничего плохого в белых поселенцах, часто подобные скауты принимали христианство.

Но вернёмся к нашим бандитам.

Так или иначе, жизнь изгнанника тяжела, и эти банды никогда не становились слишком большими, кроме того они часто вызывали гнев племени, что опять же не служило увеличению их численности.

 

 

ЕДА

 

 

Апачи жили в первую очередь охотой на различную дичь и собиранием плодов кактусов и других диких растений.

Охота — для еды, одежды, укрытия и одеял — часть их повседневной жизни. Апачи охотились на оленя, диких индюков, зайцев, бизонов, медведей, горных львов. Рыбалкой они не промышляли. Так же охотились на орлов ради перьев.

Они обменивали бизоньи кожи, жир и мясо, а так же кости, из которых можно было сделать иглы и скребки для шкур и соль из пустыни на керамику, шерсть, бирюзу, зерно и другие товары у индейцев пуэбло. Но иногда они просто брали, что видели. Так они стали известны среди жителей пуэбло, как Apachu — «враги».

Апачская бандитская тактика была будто у них в крови, и была непревзойденной. Имя Апачей вселяло страх в сердца жителей пуэбло, а позже — испанцев, американцев и англо-американских поселенцев, на которых они нападали из-за скота и еды.

Апачи и индейцы пуэбло сохраняли в общем-то мирные отношения. Но все изменилось с приходом испанцев. Источником трений были испанские торговцы рабами, охотившиеся на своих жертв, чтобы заставить их работать на серебряных рудниках в Чирикахуа, на севере Мексики. В ответ Апачи делали набеги на испанские поселения, воровали там посуду, лошадей, огнестрельное оружие и рабов для себя.

Апачская доблесть в битве стала легендой. Говорили, что апачский воин может пробежать 50 миль без остановки и путешествовать быстрее, чем взвод конных солдат.

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

 

 

Апачи относились к койотам, насекомым и птицам, как к человеческим существам — человеческой расе, но идущей по пути тех, кто был раньше.

Апачи жили широкими родственными группами, где родство шло по материнской линии (матриархат). Каждая из групп действовала независимо, под руководством уважаемого лидера, они сами улаживали свои дела, и не подчинялись никому.

Исключение делалось для военного времени, когда соседствующие группы объединялись вместе в борьбе с общим врагом. В отличие от набегов, где основной целью были еда и собственность, война подразумевала убийство. Мщение за смерти членов группы в предыдущих набегах или боях.

Лидеры семейных кланов собирались вместе, чтобы выбрать военного вождя. Но если какая-то группа предпочитала идти за своим собственным вождем, они были вольны это сделать.

Апачские племена, кочевавшие по одной и той же местности, могли иметь непохожую культуру. Так, Хикарилла на северо-востоке Нью-Мексико охотились на бизонов на равнинах, и выращивали кукурузу в горах. Мескалеро на юге были охотниками и собирателями, любителями жареных головок дикого мескаля. Чирикахуа, самые кровожадные из всех Апачей, совершали набеги вдоль мексиканской границы. Более мирные Западные Апачи Аризоны проводили часть года, занимаясь фермерством. Две другие племенные группы — Липан и Кайова-Апачи — вели жизнь прерийников в западнм Канзасе и Техасе.

Главным законом для Апачей была преданность своей семье. Каждая группа состояла из больших семей или кланов. Основные социальные, экономические и политические союзы имели в своей главе женщин, и это лидерство передавалось по наследству. Наследование шло от матери к ее детям, а затем к внукам.

Брак между членами одного клана был запрещен. Когда сын женился, на него возлагались обязанности по отношению к семье его тещи.

Кроме этого неписаного кодекса о собственности и семейных обязательствах, Апачи хранили богатую устную традицию — мифы и легенды, а так же наследовали глубокую религиозность, которая касалась каждого момента их жизни.

Святые люди проводили религиозные церемонии. Апачи верили во многие сверхъестественные существа, включая Усена — Дающего Жизнь, самого могущественного из всех. Ганы (Gans), или Духи Гор, так же принимали важное участие в апачских церемониях. Мужчины одевали тщательно продуманные костюмы, чтобы исполнить роль Ганов в ритуальном танце, они состояли из юбки, черной маски, высокого головного убора из дощечек, все тело было раскрашено, а в руках — деревянный меч.

Группа Апачей Мескалеро состояла из вожака и его последователей. У них не было формального лидера, такого, как вождь племени или совет, не было и племенных собраний. Группа состояла из семейных кланов, которые не обязательно состояли из одних родственников.

Характеристика Апачей Мескалеро, данная им одним автором: «Они свободно передвигались, зимуя на Рио-Гранде или дальше на юг, и совершая набеги на равнины с бизонами летом, всегда следуя за солнцем и своей пищей. У них не было ничего и было все. Они поступали так, как им хочется, и никому не подчинялись. Их женщины были целомудренны. Их вожди держали свое слово. Это были могущественные воины, которые полагались лишь на свою удачу, совершая набеги ради чести и материального обогащения. Они были добры и великодушны к своим родным, но могли быть невероятно жестоки к врагам — кровожадные и мстительные, по отношению к предателям».

Апачи были охотниками-собирателями. Их добычей могло стать все на их территории — особенно олени и кролики. Когда было нужно, они жили тем, что собирали дикие ягоды, коренья, плоды кактусов и семена мескитового дерева. Они так же выращивали кукурузу, бобы и тыкву. Апачи были чрезвычайно выносливы до прихода европейской заразы и могли практически обнаженными выдерживать нулевую температуру».

Много апачских племен перенимало культуру соседних племен, с которыми они контактировали, их обычаи и умения. Западные Апачи, жившие рядом с пуэбло, стали фермерами. Хикарилла преследовали огромные стада бизонов, так же, как прерийники, сидя на лошадях, украденных у испанцев и пуэбло в конце 1600х. Кайова-Апачи были больше похожи на Кайова — прерийное племя, чем на остальных Апачей. Липан выращивали собак ради мяса, так же, как многие мексиканские племена к югу от них.

В 1871 была основана резервация в Белых Горах. Она включала в себя современные резервации Форт-Апач и Сан-Карлос. В 1897 эта земля была поделена на две самостоятельные резервации.

Сегодня несколько апачских резерваций лидируют в коммерческом применении своих ресурсов. Так, Апачи Белых Гор в Аризоне основали горнолыжный курорт «Санрайз Парк» и лесозаготовительную компанию «Форт-Апач»

В статье использованы фотографии Э. Кертиса и Ф.А. Рейнхарта.
Перевод Н. Крекер, подборка материалов В. Крекер.

Comments are closed.