Старые индейские легенды — 2

я2

Койот крадет солнце

Сначала была темнота. На небе не было ни луны, ни солнца.

Койот охотится, однако ему не везет, каждый раз от него ускользает добыча. А у Орла охота идет без особого труда, он ловит кроликов. Тогда Койот решает охотиться вместе с орлом.

Но даже при совместной охоте у Койота не получается ничего словить, а Орел все таки же ловит кроликов. Тогда Койот делает предположение, он догадывается из-за чего ему не удается охотиться, из-за того что темно. Орел говорит Койоту, что он видел свет на западе и отправляется туда. Койот бежит за ним. Через некоторое время они оказываются в деревне. Койот обнаруживает, что люди хранят немного света в ларчике. А когда они нуждаются в большем свете, они открывают ларец и свет становится ярче. Когда люди засыпают, Орел хватает луну и солнце, складывают в сундук, забирает все и улетает. По земле за ним бежит Койот с просьбой дать ему понести сундук. Орел, не доверяя Койоту, отказывается, но потом соглашается и отдает сундук.

Когда Орел отдавал сундук Койоту, он попросил не открывать его. Но сундук оказывается тяжелым для Койота, он решает остановиться, чтоб перевести дух. В этот момент его одолевает любопытство. Койот слегка приоткрывает крышку, и солнце с луной выскакивают из сундука и оказываются на небе.

 

Северная Америка

Индейцы Северной Америки уже на протяжении многих веков передают из уст в уста истории о мире, и как он стал таким.

По мнению индейцев в природе все имеет связь между собой: скалы, люди, деревья, животные… Индейцы уверены, что человек способен превратиться в камень и наоборот. Племена, живущие в разных областях различаются между собой, но верования у них общие. Они считают, что реальность может взаимодействовать с миром духов. Поэтому индейцы считают, что дух животных, растений, предков, мест нужно почитать, тем самым можно заручиться помощью и не навлечь беды.

Шаманами считаются священнослужители и целители одновременно, они могут разговаривать с духами. Это может случаться как во сне, так и наяву. Духи невидимы, однако они могут и менять свой облик и превращаться в человека или животного. В таком облике их могут узнать только шаманы. Шаман может просить духа о помощи, он может прогнать его. В случае если человек заболел – считается, что телом его завладел злой дух. И лишь только шаман может изгнать дух из тела больного.

С приходом в 17 в. европейцев, жизнь индейцев, коренных народов Америки, перевернулась. Их вытеснили с родных земель, индейцев осталось мало. Предания, рассказанные старыми индейцами, которые бережно хранили древние традиции, были записаны этнографами.

Тотемом называют резной деревянный столб, воткнутый в землю. В высоту он может достигать двадцать метров. На тотеме изображено животное, которое считается покровителем племени.

 

Так появилась земля

Многие индейские мифы рассказывают о том, что суша создавалась из комка земли, который был принесен со дна мирового океана.

 

Так появилась земля

 

Миф индейцев сиу

Когда весь мир был заполнен водой. Паук Иктоми решил сделать земную твердь. Различных животных он заставляет нырять на дно океана с целью, чтоб они принесли ему землю. Но из-за того, что океан глубокий, не каждому из животных удается это сделать. Тогда паук решает отправить ондатру. Ондатра исчезает под водой и долго не выныривает обратно. Спустя некоторое время она всплывает мертвой со дна, с комком земли в когтях. Паук Иктоми берет этот комок и создает из него сушу.

Миф индейцев гуронов

Правитель верхнего мира, Атаентсик, сбросил в океан будущую прабабку людей за ослушание. Черепаха, ондатра, выдра и бобр поддерживали ее на поверхности воды. Однажды ондатра нырнула на дно океана и принесла оттуда горсть земли. Эту горсть земли она положила на спину черепахи. Так горсть земли постепенно разрослась, образовав сушу.

Миф индейцев чейеннов

Из рассказов чейеннов, известно, что океан, рыбы и морские птицы были созданы благодаря Великому Духу. Птицы, которые все время летали над водой, захотели сесть и передохнуть. Тогда одна из птиц, нырнувши на дно морское, достала от туда горсть земли. Тогда Великий Дух принялся разминать маленький комок земли в руках. При этом комок с каждым разом становился больше. Пришла черепаха, которая взяла на свою спину этот комок. Так образовалась земля.

Почти все индейские племена верили, что земля стоит на спине черепахи (спинах четырех черепах). Так черепаху изображали чейенны.

 

черепаха и земля

Птица грома

Людей всегда интересовало: что происходит, когда гремит гром? кто создает яркие вспышки на небе, после которых на небе создается грохот? Индейцы знают ответ на этот вопрос, они считают, что это Птица грома.

Они представляют птицу грома как большую птицу, которая похожа на орла. Эта птица прячется за тучами и людям не представляется возможности увидеть ее. Когда птица летает, он громко хлопает крыльями и от этого на земле слышно гром. Из глаз птицы периодически сверкают молнии, которые и освещают землю.

 

Птица грома

Считается, что птица помогает людям, поэтому они ей поклоняются и изображают на тотемных столбах. У канадских индейцев существует миф о том, как голодный кит решил держать окрестности в страхе. Когда птица грома узнала об этом, он схватила его когтями и сделала из него гору.

Канадские индейцы представляли, что когда Птица грома (Тсоона) борется с гигантским морским двухголовым змеем (Сисиютлем) возникает гром. Взгляд Сисиютля смертоносен. Сила духа, благородство и внутренняя чистота способна победить змея. Есть сказания, в которых много Птиц грома. Повествуется о том, что на вершинах гор они вьют гнезда и несут яйца, гигантских размеров. Птица грома однажды помогла избавиться индейцам племени сиу от Уинктехи. Уинктехи — это чудовищный зверь, покрытый чешуей и с рогом на голове, живущий в русле реки Миссури, а детеныши его живут в притоках Миссури. Зверь способен нападать на людей. Однажды на Птицы грома собрались вместе и начали метать гром и молнии. Таким образом, они победили змея и его детенышей. Люди освободились от чудовищ и стали жить спокойно.

 

Борьба со змеем

Первые люди

По мнению индейцев навахо, первые люди были похожи на них. У них были клыки, когти, копыта как у диких зверей. И поэтому боги захотели переделать людей.

 

Первые люди

Четырех богов люди считают странными. Так как внешне они похожи на современных людей, но по цвету они разные: один белый, другой синий, третий желтый, четвертый черный.  Четыре бога с трудом могут разговаривать с людьми. С большим трудом черный бог объясняет людям, что они хотят создать людей по образу и подобию их.

Снова к людям приходят четыре бога спустя двенадцать дней. Початок с белым и желтым маисом несет белый бог. Разостлав шкуру лани на земле и направив ее голову на запад, кладут на нее сверху два пера — белое и желтое. На перья укладывают два початка на белое перо — белый початок, а на желтое — желтый. Сверху укрывают еще одну шкуру лани, головой в сторону востока.

 

создание людей из початков маиса

Для того чтоб дать дорогу ветра, боги просят людей разойтись в стороны. Между двух шкур проникает ветер, дующий с запада. Перья приходят в движение. Подняв верхнюю шкуру, боги видят, что початки маиса превратились в людей. Белый початок превратился в мужчину, а  желтый — в женщину. Жизнь в них вдыхается благодаря ветру.

Индейцы навахо считают, что боги создали современных людей из початков маиса — одного из самых почитаемых растений у коренных жителей Америки.

 

первые жители Америки

Дух неба и медведи

Первопредками многих родов в мифологиях разных народов считают животных. Основатель рода — животное — называется тотемом. Род носит имя животного. Запрещено убивать и использовать как пищу тотемное животное. Исключение составляет только особая религиозная церемония. У индейцев самым почитаемым является медведь. С ним связаны следующие ритуалы — медвежьи пляски, которые совершают перед охотой и после того как охота закончилась удачно, так же пляски совершают в момент обряда врачевания.

Место, где тепло

В вышине духу неба холодно, поэтому он решает переселиться на землю. Он решает проколоть в небе дыру, через которую он сыплет снег. Снег собирается на земле и образует большую гору. По склону горы Дух неба спускается со своей семьей. Он поселяется внутри горы, и живут, словно в гигантском вигваме.

Сотворение гризли

гризли

сему, что есть на земле, Дух неба дает жизнь. Где ступает дух неба — там берет начало река, куда ткнет пальцем — вырастает дерево. Щепки, которые он бросает в реку превращаются в рыб или в бобров. В животных (в том числе медведей гризли) превращаются различные куски дерева. В мифические времена, гризли умели ходить на задних лапах. В леса были отправлены медведи гризли Духом неба.

Происхождение индейцев

Однажды одна из дочерей Духа неба оказывается похищенной Духом ветра. Дух ветра приносит ее в лес, как раз туда, где живут медведи гризли. Так она становится женой медведя, у них рождаются дети, которые являются предками индейцев. Однажды Дух неба находит свою дочь и внуков, он приходит в ярость от того, что  видит существ, которые не похожи на него. Он лишает медведей способности говорить, и теперь они ходят на четырех лапах.

Comments are closed.