Обзор: «Максим Дунаевский: «Ветер перемен». Беседа об искусстве
2023, «Солодников»
Оценка: 7 из 10.
В «Сапсане» перед интервью Николай Солодников слушал саундтрек «Мэри Поппинс, до свиданья», беседу начал с комплиментов автору музыки, да и весь разговор сидел с довольно восхищённым взглядом. Большинство вопросов Николая звучали довольно банально – что-то типа «расскажите о своих учителях» или «кто из дирижёров вас сильнее всего потряс». Но! Это интервью сделали не вопросы, а ответы. Для Максима Исааковича Дунаевского даже самый скучный вопрос становился поводом для блестящего монолога, от которого зрителю совершенно невозможно оторваться. Заодно и к высокому искусству приобщитесь.
Дунаевский очень интересно рассказывал про Хренникова, Кабалевского и Шнитке, авангарде и минимализме, а также о кино- и театральных режиссёрах. Он также высказал массу свежих мыслей об устройстве культуры и её взаимодействии с государственными органами, проанализировав, как было, как есть и как должно быть. В частности, Максим Исаакович посетовал, что в нашей стране не принято беречь настоящие достижения, зато порой здесь очень держатся за антидостижения. Советское кино было режиссёрским, а теперь стало продюсерским – вроде как в Голливуде. При этом ответственными за процесс стали люди неподготовленные, без образования. Роль министерства культуры, по мнению Дунаевского, заключается в «сидении на двух стульях»: с одной стороны, оно, как при социализме, распределяет деньги, с другой – требует прибыли, как при капитализме (но если прибыли нет, то строго не спрашивает). Дунаевский уверен, что, требуя прибыль, нужно не мешать кинематографистам зарабатывать. Вместо этого создаются такие условия, чтобы талантливые люди покидали страну: как можно было «отпустить» Звягинцева, Туминаса, закрыть «Гоголь центр»?
Максим Дунаевский считает, что такое «растранжиривание» объясняется тем, что «наверху» не очень-то верят в миссию культуры. Композитор как руководитель Московской областной филармонии много общается с губернатором Подмосковья Андреем Воробьёвым и замечает, что «какой-нибудь стройке он помогает охотнее, чем культуре». Показательный моментом стала передача Московского областного ТЮЗа под юрисдикцию столицы, хотя при Нонне Гришаевой этот театр расцвёл: «Конечно, если бы руководство верило в культуру, в Москву бы его не отдали». Дунаевский также сказал, что не смотрит телевизор, а на реплику Солодникова, что, мол, «все так говорят», вполне обоснованно объяснил причины кризиса отечественного телевидения: «До второй половины 80-х мы его тоже не смотрели, потом там появилось что-то интересное, молодое… Затем смотрели уже по инерции, а теперь и она закончилась: сейчас в просмотре ТВ нет вообще никакого смысла, если есть YouTube». В выпуске использовано множество фрагментов фильмов и мультфильмов с музыкой Дунаевского. Николай Солодников также оставил неловкий момент, когда ни он, ни Максим Исаакович не смогли вспомнить имя замечательного актёра из «Д’Артаньяна и три мушкетера», на роль которого первоначально предполагался Михаил Боярский. Уже при монтаже выпуска эту заминку исправили, дав фотографию Бориса Клюева.
Алексей Мажаев, InterMedia
Фото: кадр из выпуска
Источник: intermedia.ru